10.08.2017
08.06.2017
24.03.2017
10.03.2017
08.09.2017 | Инфраструктура
25.08.2017 | Статистика и рейтинги
24.08.2017 | Новостройки
18.08.2017 | Решения местных властей
Благодаря сети Интернет найти новую квартиру сегодня можно в принципе в любом городе России, не покидая пределов собственного дома. Онлайн-базы новостроек и виртуальные каталоги вторичного жилья есть у каждого относительно крупного агентства по продаже недвижимости. На сайтах ведущих застройщиков РФ, деятельность которых не ограничивается рамками одного региона, есть подробная информация обо всех объектах, независимо от того, в каком городе их строят. Таким образом, особых проблем с поиском у желающих купить квартиру не возникает.
Гораздо сложнее обстоит дело с самой процедурой покупки квартиры в другом регионе. И хотя многие агентства недвижимости заявляют об услугах такого рода, дистанционную продажу все же нельзя причислить к операциям с недвижимостью, получившим на отечественном рынке широкое распространение. Алексей Буреломов, руководитель департамента консалтинга компании «МИЭЛЬ-Девелопмент», утверждает: дистанционные сделки – редкость для России. «Особенности российского законодательства и рынка недвижимости создают условия, в которых приобретать жилье удобнее, выгоднее и безопаснее на месте. Как правило, такие сделки проводятся для приобретения недвижимости за рубежом, когда выехать из страны нет возможности, а сделку нужно провести срочно», – говорит эксперт. По его мнению, на территории России скорее можно говорить о так называемых полудистанционных сделках, когда застройщик федерального уровня открывает офисы продаж в нескольких регионах. Но и в этом случае дистанционно можно лишь подготовить сделку, а подписание договора и регистрация права собственности все же требуют присутствия клиента.
Аналогичного мнения придерживается и глава Penny Lane Realty Saint Petersburg Павел Пикалев. «Если у компании нет представительства в городе, где находится покупатель, то последнему придется, как минимум, один раз съездить в тот регион, где находится его будущая квартира, – отмечает эксперт. – Дистанционно можно лишь выбрать квартиру на сайте, а вот договор (купли-продажи, долевого участия, переуступки права) подписать придется лично». Еще один вариант – нотариальная доверенность на имя человека, которому покупатель может перепоручить подписание всех документов.
Тем не менее, дистанционные покупки квартир в России все же практикуются, и, по мнению многих специалистов, не представляют особой проблемы. Так, компания «НДВ-Недвижимость» одной из первых предложила межрегиональный формат покупок в рамках Супермаркета недвижимости. Заместитель генерального директора компании Яна Сосорева утверждает: покупателю совершенно не обязательно тратить время на переезды, чтобы заключить сделку. «Схема совершения сделки максимально упрощена для удобства региональных покупателей и занятых людей. Клиент отправляет заявку на покупку квартиры и оставляет свои контакты. Менеджер компании по телефону обсуждает с ним детали сделки. После того как все нюансы прояснятся, покупатель отправляет в офис компании скан паспорта. Пересылка сканов договора и других документов также осуществляется посредством электронной почты». Оригиналы отправляют почтой DHL, после чего происходит оплата путем перевода на банковский счет компании-продавца. Каждой такой сделкой в «НДВ» занимается персональный менеджер, что дает возможность избежать путаницы и недоразумений. По словам Яны Сосоревой, услуга востребована; количество москвичей – владельцев квартир в отдельных новостройках Санкт-Петербурга может составлять около 20%, а в некоторых жилых комплексах Сочи число покупателей из Москвы составляет до 35%.
Рынок новостроек Сочи, к слову, по-прежнему привлекает покупателей из столицы. Согласно статистике, среди тех, кто хочет купить здесь квартиру, 68% предпочитают искать именно новостройки. Причем чаще всего москвичи обращают внимание на жилые комплексы бизнес-класса (40% запросов), эконом-сегмент интересует 37% покупателей, а элитную недвижимость выбирают 23% клиентов риэлторских компаний. Поэтому вряд ли стоит ставить под сомнение необходимость развития такого направления, как межрегиональные сделки.
Руководитель управления маркетинга и развития группы компаний «КОНТИ» Сергей Мигунов напоминает, что на этапе строительства дома, согласно законодательству России, реализовать квартиры можно по 214-ФЗ. «То есть заключается инвестиционный контракт, где приобретаемым объектом становятся права-требования на строящиеся квартиры, – говорит эксперт. – Также возможны такие законные схемы, как ЖСК (жилищно-строительный кооператив) и ЖНК (жилищно-накопительный кооператив). А продажа по основным договорам купли-продажи происходит уже после сдачи объекта в эксплуатацию». Сергей отмечает, что любой крупный застройщик предоставляет покупателю услугу бронирования квартиры. Но, несмотря на то, что ряд организационных вопросов можно решить дистанционно, подписание большинства документов происходит все же при личном участии покупателя.
Стоит отметить, что застройщики и риэлторы не обходят вниманием проблемы иногородних покупателей. Павел Пикалев рассказал, что часто покупателям недвижимости из других регионов предоставляют скидку. Чтобы ее получить, достаточно предъявить документ, подтверждающий проживание в другом регионе. К примеру, холдинг RBI возмещает иногородним покупателям транспортные расходы в сумме 25 тыс. руб.
Для упрощения схемы дистанционных покупок в 2009-м году было создано Межрегиональное Партнерство Риэлторов, в котором состоят многие агентства недвижимости. По данным этого объединения, на долю межрегиональных сделок приходится до 7% от общего объема операций с недвижимостью. Партнерская сеть охватывает три десятка городов в шести федеральных округах России; Сочи в этой организации представляет риэлторская компания «Алмаз-Юг».
Дистанционные сделки в разных компаниях заключают по единому принципу: согласование всех деталей, пересылка сканов документов электронной почтой и оригиналов – службами экспресс-доставки. При нежелании или невозможности присутствовать на месте покупки, клиент оформляет доверенность на своего представителя или на риэлторскую компанию. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, воспользоваться возможностью «покупки на расстоянии» россияне все же не спешат. Как будет развиваться это направление рынка в будущем, покажет время.