23.07.2014
30.06.2014
15.05.2014
24.04.2014
22.08.2014 | Инфраструктура
21.08.2014 | Решения местных властей
20.08.2014 | Инфраструктура
19.08.2014 | Государство и рынок
Слова о том, что повысившиеся в июле ставки платежей за услуги ЖКХ серьезно всколыхнули общественнность, будут явной неправдой: на фоне обострения многих общероссийских проблем известие об этой прошло почти незамеченным. Стол же малозаметно прошла и весть от статистиков о том, что ставка коммунальных платежей в Краснодарском крае превысила среднюю по Москве.
О запланированном повышении было сообщено еще в конце прошлого года; сообщалось, что рост тарифов по краю с июля и до конца 2014 года не превысит 4,3%. Во что это вылилось на практике, кубанцы увидели в июльских квитанциях: вода с водоотведением подорожали на 4,9%, электроэнергия — на 4%, газ — на 4,2%, тепло — на 4,6%.
При этом стоит отметить, что по стоимости услуг ЖКХ Сочи — далеко не самый дорогой город в Краснодарском крае. Так, скажем, по ставкам на холодное водоснабжение дешевле Сочи в крае только Краснодар (28,17 р. против 28,95 р. за кубометр). По сравнению с 43,56 р., выставляемыми гражданам в Новороссийске, цена кажется не такой уж высокой. Правда, стоимость многих других услуг — например, водоотведения (25,30 р. против 16,59 р. в том же Новороссийске) — во многом нивелирует разницу. В лидеры по совокупной стоимости услуг традиционно за последние несколько лет вышли Геленджик и Горячий ключ.
Подсластили пилюлю, правда, заявления о том, что новые тарифы согласованы до 1 июля следующего года — а значит, традиционного повышения с нового года не будет. Вступили в силу и предельные индексы роста тарифов на ближайшие три года.
Однако означает ли это, что рост сумм в квитанциях на ближайший год прекратится? Эксперты уверены, что нет. В дело вступает разница между «коммунальными» и «жилищными» услугами, зафиксированная на уровне законодательной базы. Скажем, оплата электроэнергии или водоснабжения отнесены к коммунальным услугам — услугам, повышение стоимости которых регулирует государство. И их роста до 1 июля 2015 года действительно можно не ожидать.
А вот тарифы на «жилищные» услуги государство не регулирует. К таковым относятся, скажем, вывоз бытовых отходов, уборка и текущий ремонт подъездов, а также ремонт (капитальный или текущий) многоквартирных домов в целом. Тарифы на жилищные услуги определяет управляющая организация: самостоятельно или на основе предложений от ресурсоснабжающей компании.
Если в новостройке действует ТСЖ или жилищный кооператив, стоимость жилищных услуг устанавливают сами жильцы. Однако против управляющей компании у собственников жилья также есть рычаги воздействия. Предполагается, что владельцы квартир, недовольные состоянием тарифов, должны организовать общее собрание дома, собрав кворум, и установить предельные значения платежей. Все условия, установленные таким образом, должны быть зафиксированы в договоре с управляющей компанией.
Это же касается и обширного класса таких «дополнительных услуг», как домофон, консьерж или видеонаблюдение. Любые решения о введении дополнительных услугах и об изменении их стоимости может принять только общее собрание собственников квартир, и без решения общего собрания взимание платы за дополнительные услуги недопустимо.
Поскольку оказание жилищных услуг считается конкурентным видом деятельности, жильцы имеют полное право на пересмотр или расторжение договора с управляющей компанией. Эксперты могут привести множество примеров борьбы жильцов за свои права, закончившихся ничем. Тем не менее, количество вдохновляющих примеров тоже растет год от года. Ограничить суммы в квитанциях удается далеко не всем, однако это ни в коем случае не значит, что нужно сдаваться без борьбы. Как показывает опыт, настойчивость и знание своих прав резко увеличивают шансы на победу.