06.05.2013
23.04.2013
02.04.2013
05.03.2013
09.05.2013 | Государство и рынок
09.05.2013 | Новостройки
09.05.2013 | Новостройки
07.05.2013 | Решения местных властей
Желание купить квартиру в Москве или Санкт-Петербурге, с точки зрения россиянина, вполне объяснимо: считается, что в мегаполисах жить комфортнее, чем в небольших городах, а возможности самореализации здесь несравнимо шире. В последние же годы отчетливо проявляет себя противоположная тенденция. Владельцы квартир в столице все чаще покупают недвижимость в провинции. Причем, согласно некоторым опросам, половина москвичей, желающих купить квартиру в регионе, предпочла бы дальнему Подмосковью или региональному промышленному центру курортный город на Черном море.
Не так давно Национальный институт содействия устойчивому развитию и повышению качества жизни провел опрос с целью выяснить, какой российский курорт, по мнению москвичей, является самым привлекательным в плане покупки недвижимости. Респондентам в возрасте от 25 до 50 лет, чей средний доход составляет около 70 тыс. руб. в месяц, предложили оценить основные характеристики российских курортов (инфраструктура, социальный климат, международная популярность) по десятибалльной шкале. В результате выяснилось, что Сочи с коэффициентом 9,13 практически полностью соответствует представлениям о том, каким должен быть курортный город. На втором месте (коэффициент 6,21) Анапа, а замыкает тройку лидеров Адлер (6,17). Купить квартиру в Сочи не отказались бы 52% опрошенных, тогда как в Анапе и Адлере хотели бы иметь недвижимость 27% и 14%, соответственно.
На вопрос «Почему вы хотели бы купить квартиру в Сочи?» жители столицы отвечают по-разному. Часть потенциальных покупателей рассуждает практически: отдых у моря в России обходится дешевле, чем на европейских курортах, а собственная квартира на побережье (своего рода удаленная дача) предельно сократит расходы на гостиницу. Кто-то присматривает жилье на будущее, заранее планируя тихую старость в комфортном для здоровья и настроения городе. Некоторые же рассчитывают на получение прибыли от дальнейшей перепродажи или ищут квартиру, которую можно было бы сдавать в аренду. К слову, последняя категория покупателей на рынке новостроек Сочи не слишком многочисленна. Сказывается сезонность: многие не решаются вкладывать средства в недвижимость, которая больше половины года будет невостребованной у арендаторов. Да и «держать руку на пульсе», контролируя процесс аренды из Москвы, довольно непросто; специализированные же управляющие компании на отечественном рынке популярностью пока не пользуются.
Однако какими бы соображениями ни руководствовались москвичи в желании купить квартиру в регионе, очевидно одно: процент межрегиональных сделок год от года растет. В крупных агентствах по продаже недвижимости объем таких сделок составляет от 3% до 10% в год. При этом есть города и жилые комплексы, которые пользуются повышенным вниманием столичных покупателей. Сочи на пике интересов с момента объявления о проведении здесь Олимпиады. За последние несколько лет рынок недвижимости курорта пережил всплески спроса и стагнацию, по-разному вели себя и цены. На сегодняшний день средняя стоимость квадратного метра в новостройках Сочи немногим меньше цены «квадрата» в Москве. Квартиры в проектах эконом-класса (таких, как жилой дом «Палермо» в микрорайоне Светлана или ЖК «Неаполь» на ул. Фабрициуса) стоят в среднем 40-42 тыс. руб. за кв. м. Цены на бизнес-класс колеблются в пределах от 50 до 60 с лишним тыс. руб. (такова стоимость квадратного метра в ЖК «Виктория» в Центральном районе или в ЖК «Бригантина» на ул. Фабрициуса). В целом по уровню цен и степени престижности Сочи является лидером среди российских курортов; квартиры здесь в два-три раза дороже, чем в Геленджике. А самым недорогим курортом у моря остается Анапа, где недвижимость вдвое дешевле геленджикской.
В связи с предолимпийским строительным «бумом» и высокой ценовой планкой интерес покупателей к сочинским квартирам в последнее время немного утих; спрос на новостройки в менее популярных городах-курортах, напротив, растет. С инвестиционными покупками недвижимости в Сочи ситуация также складывается неоднозначно: с одной стороны, курортная недвижимость всегда будет в цене, с другой – стоимость квартир не может расти бесконечно, поэтому в какой-то момент вложения в новостройки становятся лишь инструментом сохранения, но не приумножения средств. Но недвижимость Сочи, тем не менее, находит своего покупателя. Тем более что на рынке новостроек курорта представлено не только элитное жилье для состоятельных покупателей, но и жилье категории «комфорт», и квартиры эконом-класса. Самые недорогие предложения по новостройкам Сочи вполне устроят покупателей со средним уровнем достатка: стоимость квадратного метра в ЖД «Рио-1» (мкр. Светлана) составляет всего 20 тыс. руб. Квартиры в ЖК «Семейный-2» и жилом доме на ул. Фадеева (мкр. Мамайка) продаются по цене 35-37,5 тыс. руб. за кв. м.
Конечно, находясь в столице, купить квартиру у Черного моря не так просто. Если найти новостройку в другом городе можно, пользуясь онлайн-базами риэлторских компаний, то у процесса просмотра квартиры и заключения сделки есть своя специфика. Оптимальный вариант – сотрудничать с крупным столичным агентством, у которого есть представительства или компании-партнеры в Сочи. Таких компаний в Москве достаточно, и выбрать надежного риэлтора можно без затруднений. При этом сами эксперты считают, что для полноты картины не стоит пренебрегать мнениями и отзывами окружающих.
С развитием регионов, появлениям там качественной и современной инфраструктуры интерес москвичей к жилью в провинции, а значит, и доля межрегиональных сделок будут расти. Ведущие участники рынка недвижимости столицы эту тенденцию предугадали и начали работать на расширение своего присутствия в регионах уже некоторое время назад, развивая и совершенствуя механизм межрегиональных сделок.
Ситуацию комментирует Сергей Лядов, пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-XXI век»:
В регионе большую сложность вызывает вопрос покупки жилья, чем его продажи. Если вам требуется приобрести квартиру за пределами Московской области, то обращение в риэлторскую компанию может быть не очень эффективным. Если это только не крупное столичное агентство, у которого есть своя региональная сеть и (или) партнеры в той области, крае или республике, где вы хотите купить недвижимость. В большинстве случаев наличие компании, имеющей необходимые компетенции, можно считать скорее удачей, чем закономерностью. Расширять сеть в регионах столичным риэлторам довольно накладно, выгоднее «специализироваться» на одном крупном регионе, который, как правило, ограничивается либо Москвой и Московской областью, либо «городами-миллионниками».
Если вас интересует квартира в одном из таких городов, то можно обратиться в риэлторское агентство – не исключено, за ваш случай и возьмутся. Если же нужно подыскать квартиру где-нибудь в «российской глубинке», то здесь столичный риэлтор не помощник – слишком дорого обойдутся одни только поездки в регион для просмотров квартир. Обращение к местным риэлторским фирмам не всегда бывает результативным. Возможности и масштабы задач могут не соответствовать друг другу. Но если сроки покупки не важны и человек готов ждать какое-то время, можно посотрудничать с местным риэлтором. Найти компанию можно через справочники, интернет, знакомых, а также через местные газеты и рекламные объявления о риэлторских услугах – если найдется день-другой свободного времени, чтобы приехать и договориться с риэлтором на месте. При этом лучший способ, который всегда был, есть и остается, – это «сарафанное радио», то есть опыт, мнения и рекомендации окружающих.